Наталья Белова

Наталья Белова

Ступино, Россия
Наталья Белова
natasha_belova07@list.ru

Проектная деятельность

Применяя лингвострановедческий подход
 в преподавании иностранного языка,
учитель находится в постоянном поиске
 новых форм работы с учащимися.
Этому способствуют и   происходящие
 в последние годы изменения  в практике
 отечественного преподавания, которые
привели к применению в учебно-воспитательном
процессе метода учебного проекта.

Метод учебного проекта

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом применения в практической деятельности;
  • были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Метод проектов, имеющийся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, является наиболее подходящим для реализации этих целей. В его основе лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической  деятельности.

Но наиболее значительным при этом становится внутренний результат — опыт личной деятельности. Он становится бесценным достоянием учащихся, т.к. соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Важной при этом остается роль учителя, который должен «зажечь» учащихся, заинтересовать их идеей, положить начало выбором проблемы, которая будет связана с окружающей действительностью, с жизнью, с личными интересами и личными целями учащихся. Именно эта идея была предложена сто лет назад американским ученым Джоном Дьюи в целях построения обучения на активной основе. Ведь для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. А что может быть важнее для достижения успеха  в обучении, чем  хорошо сформированная мотивация.

Итак, вот она, суть учебного проекта. «Решить проблему», а значит, применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 — 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Интересно, что ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако все его труды по данному вопросу излучают связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. Все это признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.

В американской школе метод проектов становится особенно популярным в начале

20 века. Американцы называли его  «наш метод школьной работы». Организатором продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури в 1910 году являлся профессор Коллингс, который предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Было проработано и доведено до конца самими детьми шестьсот проектов под руководством единственной учительницы.

В практику отечественной школы метод проектов входит на рубеже 20-х годов 20-го века. Однако оценка его внедрения  в официальной педагогике колебалась от  «перспективного» и  «универсального» до «легкомысленного прожекторства», т.к. по причине неподготовленности педагогических кадров, слабой разработанности методики проектной деятельности, применения этого метода в ущерб другим, привело к падению качества обучения.

На современном этапе развития отечественной педагогики данный метод становится вновь популярным. Принимая во внимание ошибки прошлого опыта, ответственно и грамотно применяя его в ходе учебного процесса, становится возможным достичь наибольших успехов в обучении, поднять мотивацию учащихся на должный уровень, достичь наибольшей эффективности учебно-воспитательного процесса.

Избежать же ошибок на пути применения метода помогает владение методикой учебного проекта, методикой организации проектной деятельности.

Работа по методу проектов  — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, т.к. требования к учебному проекту – совершенно особые. Несомненно, учитель должен хорошо владеть методикой проектной деятельности

Что есть проект?

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, проект по подготовке методических пособий или оформления  для кабинета иностранного языка. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

     2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты  (творческие, ролевые) не могут быть спланированы от начала до самого конца.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, ведь отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет осмыслена, обработана и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.

В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Важно правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Итак, проект – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, можно использовать три различные классификации: по доминирующей деятельности учащихся,  по комплексности и характеру контактов, по продолжительности.

     Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, города, государства. От учебного пособия до пакета рекомендаций  по восстановлению экономики России.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта является публикация в СМИ  или создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно прикладного искусства., видеофильмы

и т. д.

5.Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев…Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт или заключен договор?

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

1.По комплексности, иначе говоря, по предметно-содержательной области, можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и может использоваться информация из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель – предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими,  музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта  и презентации: например компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводится в рамках классно-урочной деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.    

2.По характеру контактов между участниками проекты могут быть:

*внутриклассными;

*внутришкольными;

*региональными (разного масштаба);

*межрегиональными (в рамках одного государства);

*международными.

Последние два ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.

Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс; работа в группах, продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по две минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.       

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии, экспедиции, натурные видеосъемки и др.)Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

Наиболее популярными считаются проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные), проекты, выполняемые в ходе проектной недели и телекоммуникационные (средне- и долгосрочные).

Формы продуктов проектной деятельности.

     Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения–полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Опыт показывает, что существует множество форм.

Каковы же возможные выходы проектной деятельности, организованной в процессе обучения иностранным языкам?

-Web-сайт;

-Видеофильм;

-Видеоклип;

-Выставка;

-Газета;

-Журнал;

-Игра;

-Карта;

-Стенд;

-Мультимедийный продукт;

-Оформление кабинета;

-Письмо в…;

-Праздник;

-Публикация;

-Путеводитель;

-Справочник;

-Сравнительно-сопоставительный анализ;

-Учебное пособие;

-Экскурсия.

-Частотный словарь английского молодежного сленга;

-Презентация проекта.

Паспорт проектной работы.

Паспорт проектной работы используется трижды.

Вначалекак методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант(ы) проекта.
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  9. Заказчик проекта.
  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)
  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые предстоит ответить участникам в ходе его выполнения).
  13. Необходимое оборудование.
  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  15. Предполагаемые продукты проекта.
  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки.

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентация) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.Грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;
  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио) входят:

  1. 1) паспорт проекта;
  2. 2)планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
  3. 3)промежуточные отчеты группы;
  4. 4)вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета;
  5. 5)результаты исследований и анализа;
  6. 6)записи всех идей, гипотез, решений;
  7. 7)отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.
  8. 8)краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться, способов их преодоления.
  9. 9)эскизы, чертежи, наброски продукта;
  10. 10)материалы к презентации (сценарий);
  11. 11)другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи должны быть по возможности краткими.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов.

Выбор формы презентации проекта – задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, интеллектуальных, организационных…

Это может быть:

-Деловая игра.

-Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

-Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

-Диалог персонажей.

-Защита на Ученом Совете.

-Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

-Инсценировка.

-Научная конференция.

-Научный доклад.

-Отчет.

-Пресс-конференция.

-Путешествие.

-Реклама.

-Спектакль.

-Телепередача.

-Экскурсия.

 

Система оценки проектных работ.

Необходимо выработать систему оценки проектных работ. При этом учитывать:

-предполагается ли включение самооценки участников в общую оценку проекта;

-предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию…);

-предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно — научной, гуманитарной )  или «единым списком».

Нужно помнить о предметной компетентности жюри, а так же о том, чтобы все участники проектной работы, приложившие усилия, получили места, номинации и поощрительный призы.

Опыт показывает, что нужно обнародовать рейтинговые оценки, чтобы свой итоговый балл видели все проектанты, особенно те, которые не были удостоены наград, что часто встречается.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя и принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся данного возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Критерии оценок, выработанные в ходе практики проектной деятельности:

1)самостоятельность работы над проектом;

2)важность, актуальность и значимость темы;

3)полнота раскрытия темы;

4)глубина исследования проблемы;

5)оригинальность предложенных решений;

6)артистизм, выразительность выступления;

7)как раскрыто содержание проекта в презентации;

8) использование средств наглядности, технических средств;

9)качество выполнения продукта;

10)убедительность презентации;

11)ответы на вопросы.

Выбирая метод проектов, как одну из форм работы по предмету, задаешься вопросом, «работает ли» метод проектов на уроках иностранного языка?

Анализ опыта проектной деятельности дает положительный ответ на поставленный вопрос. Иностранный язык входит в группу предметов, ориентированных на  формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной). Они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу предметов, кроме иностранного языка, входят информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для данных предметов вопрос, как изучать, имеет большую значимость, чем вопрос о том, что изучать

в рамках данных курсов. Эти дисциплины не только допускают, но и требуют введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

А такие предметы, как русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика, формируют систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Поэтому ведущую роль в построении учебного процесса занимает содержание обучения, а реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Проект и урок: вместе или врозь?

Совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой? Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.       

Практика работы отечественных школ рубежа XX — XXI в.в. показывает, что проект действительно  «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут.Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем  «мини-проект», например, «Разработка рекламного постера»  на интегрированном уроке иностранного языка и информатики).

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно  (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Это относится:

-к проектам, выполняемым в ходе проектной недели  (в ходе проектной недели уроки не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения проекта  составляет 40-48 часов);

-к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам, предполагающим выездной этап;

-к продолжительным (годичным) проектам, носящим исследовательский характер.

Каждая школа, приступающая к реализации проектной деятельности, со временем сама определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную, классно-урочную и проектную деятельность учащихся. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора обучения  всегда сохраняется за уроком.

Что эффективнее: персональные или групповые проекты?

Единой точки зрения на этот счет не существует. И те и другие имеют свои преимущества.

Преимущества персональных проектов в следующем:

1)план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

2)у учащегося полноценно формируется чувство ответственности, т.к. выполнение проекта зависит только от него самого;

3)учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

4)формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков  (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

1)у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2)проект может быть выполнен широко и разносторонне;

3)каждый этап работы над проектом имеет своего лидера (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации), и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

Чем же полезна проектная деятельность? Почему  многие педагоги с интересом применяют ее в учебно-воспитательном процессе?

В процессе проектной деятельности ненавязчиво формируются общеучебные умения и навыки, которые пригодятся учащимся в их дальнейшей учебе и в жизни.В результате этого повышается учебная мотивация.

1.Рефлексивные:

-умение осмыслить задачу;

-умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

— умение генерировать идеи;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить информацию  у учителя (эксперта)

-умение находить несколько вариантов решения проблемы.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умение коллективного планирования;

-умение взаимодействия и взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-умение делового партнерского общения.

5.Менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать процесс,

-умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-навыки анализа собственной деятельности.

6.Коммуникативные умения:

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса,

7.Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение отвечать на незапланированные вопросы;

-умение использовать различные средства наглядности во время выступления.

Какова же роль учителя?

Проектная деятельность требует от учителя не только объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе –возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Поэтому учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, развитой фантазией. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся и бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель перестает быть  «предметником»,а становится педагогом широкого профиля.

Роли, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

1)энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая и направляя их в сторону достижения цели);

2)специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);

3)консультант (организатор доступа к ресурсам и другим специалистам);

4)руководитель (в вопросах планирования времени);

5)координатор всего группового процесса;

6) тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем наводящих вопросов, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь;

7)эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Современнй этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной. Основная задача ученых – методистов и учителей в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

-показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе  исследовательский опыт;

-продемонстрировать уровень обученности иностранным языкам; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

Организуя работу над проектом, важно соблюдать некоторые условия:

-тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка,так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем;

 

-необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки;

-проблема формулируется так, чтобы ориентировать учеников   на привлечение фактов

 

Выводы

1 Метод проектов позволяет создать прочную мотивацию к изучению предмета иностранный язык.

2.Разнообразные формы работы вносят элемент новизны в учебный процесс, развивают творческие способности учащихся, позволяют формировать их личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности.

3.Постижение новой информации расширяет кругозор учащихся, развивает их интеллектуальные способности.

4.Знания учащихся актуализируются, конкретизируются, закрепляются.

6.Ученики выступают активными участниками процесса, учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную информацию, учатся работать в «команде».

Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками». Но если нам хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и  восприятие окружающего мира, то стоит попробовать.