О работе с детьми, имеющими интеллектуальный и творческий потенциал в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Развитие системы поддержки талантливых детей является одним из основных направлений развития общего образования, обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Мы строим свою работу в соответствии со школьной Программой «Одаренные дети», разработанной на основе ведомственной программы по данному направлению и являющейся комплексной составляющей частью школьной Программы развития.
Цель, стоящая перед педагогическим коллективом — максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала личности.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи.
- Создать систему и среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, обеспечить возможность самореализации учащимися школы.
- Совершенствовать систему внеурочной работы и дополнительного образования.
- Активно использовать альтернативные формы образовательной деятельности в практике обучения, позволяющие учащимся проявлять свои способности.
- Отработать механизм учета индивидуальных достижений обучающихся, ученическое Портфолио.
Параллельно с реализацией стандартов общего образования выстраивается система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности. В школе обучаются дети, относящиеся к различным категориям одаренности: интеллектуально одаренные, имеющие высокий уровень творческих, художественных способностей, достигшие одаренности в отдельных, определенных областях деятельности, хорошо обучающиеся в школе – «академическая одаренность», а также обладающие высокими лидерскими способностями. Создан Банк данных «Одаренные дети», согласно которому в школе обучается 71 ребенок данной категории, что составляет 10,3% от общего количества обучающихся. Из них в начальной школе 31 учащийся (11%), в основной школе 23 учащихся (8,5%), в старшей школе 17 (6%). Данные сведения были выявлены в результате постоянного анализа участия наших воспитанников в интеллектуальных и творческих состязаниях разных уровней. Это дети, проявившие свои таланты в различных областях деятельности. Существует группа резерва, в которую входят учащиеся, проявившие себя впервые и подающие надежды в будущем.
Создается комплекс диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей: изучение развития уровня мотивации школьников к учению, развитие их познавательной активности, определение уровня интеллектуальных способностей.
Педагогический коллектив школы развивает творческую среду для развития учащихся. Это система олимпиад и конкурсов, различного рода конференций и семинаров, предметных недель, дополнительного образования, занятия в классах с углубленным изучением предметов, сотрудничество с другими школами и учреждениями высшего и среднего профессионального образования, организация и проведение общешкольных проектов, проведение фестивалей творчества и смотров художественной самодеятельности. Это также организация экскурсионной работы с учащимися, заинтересованными в различных областях науки и техники, вовлечение их в исследовательскую деятельность. Имеет место наблюдение и изучение работы данной категории учащихся на уроке и их непрерывное социально-педагогическое сопровождение.
Интересен опыт работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся. Более двух лет назад начал свою работу кружок «Эврика», целью которого стало обучение учащихся 5 – 8 классов написанию исследовательских работ. Через год кружок был переименован в научное лингвистическое общество. В настоящее время в школе действует научно-практическое сообщество учителей и учащихся «Драгоценные камни» и был дан старт исследовательской деятельности уже по трем направлениям: физико — математическому, естественно-научному и гуманитарному, включая иностранный язык.
Таким образом, стало традицией проводить ежегодную школьную конференцию по защите исследовательских работ, участниками которой стали учащиеся 5 – 11 классов. Победители и призеры данной конференции защищают честь школы в муниципальном конкурсе.
Гуманитарное и естественнонаучное направления вызывают наибольший интерес среди учащихся. Были защищены исследовательские работы по темам: «Социальная значимость оценочной функции обращения», «Правильно ли мы говорим?», «Старославянизмы в современном русском языке», «Имя на карте. Топонимический аспект», «Рынок труда и проблемы занятости», «Девиантное поведение младших подростков», «Физика на службе у криминалистики», «Задачи для ступинских школьников», «Political Structure of England and its Origin», «The History of the Rise of Anglican Church» и др. Многие из них стали победителями конкурса муниципального уровня.
Интерес к научно-исследовательской деятельности прививается уже в начальной школе. Юные исследователи принимают активное участие в школьной конференции, муниципальном и региональном этапах конкурса «Хочу все знать!». Тематика работ-победителей и призеров: «Луковые слезы» /эксперимент/, «Потерянное время» /исследование/, «Ласточки в нашем доме» /эксперимент/, « An Apple a Day Keeps the Doctor Away» /исследование/. В номинации эксперимент работа «Арбузы» стала победителем регионального этапа.
Школьная научно-практическая конференция по защите исследовательских работ является первым этапом ежегодного общешкольного конкурса «Ученик года». Далее учащиеся соревнуются в конкурсе ученического Портфолио. Завершающим этапом, подводящим итоги конкурса, являются финальные состязания, проходящие в торжественной обстановке, и выявляющие учащихся, достойных звания «Ученик года». На данном мероприятии проходит чествование и награждение наиболее отличившихся.
Интеллектуальные состязания, в которых принимают участие учащиеся школы:
- предметные олимпиады школьного, муниципального и регионального уровней;
- дистанционные олимпиады /начальная школа /регионального и федерального уровня;
- Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета»;
- Всероссийский дистанционный конкурс «Пушкин глазами детей»;
- Всероссийские и международные предметные игры-конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Золотое руно», «Британский бульдог»;
- муниципальный конкурс эссэ по обществознанию;
- дистанционные конкурсы on—line по английскому языку: блиц-турнир «Rainbow»/федеральный уровень/ и страноведческая олимпиада /МГОСГИ, региональный уровень/;
- предметная олимпиада по правовым знаниям /МГОСГИ, региональный уровень/ и многие другие.
Подводя итоги работы, следует отметить увеличение количества участников предметных олимпиад, конкурсов разных уровней и исследовательской деятельности, а также положительную динамику результативности участия в них.
В стенах нашей школы проходят заседания методических объединений, на которых учителя совершенствуют методическое мастерство в работе с детьми, имеющими интеллектуальный и творческий потенциал, обмениваются опытом работы. На заседаниях методического совета происходит создание, обсуждение и утверждение локальных актов, регламентирующих работу школы по данному направлению. Ежегодно проводятся постоянно-действующие практико-ориентированные семинары школьного уровня, мастер-классы, семинары по обмену опытом работы муниципального уровня.
Высокую оценку получил семинар муниципального уровня для администрации школ района «Развитие мотивации учащихся через применение современных образовательных технологий» (2011г.). Большой интерес и активное участие педагогов школы вызвал постоянно-действующий практико-ориентированный семинар «Использование информационный технологий с целью формирования учебной мотивации учащихся» /2010г./
Был проведен педагогический совет по теме «Одаренные дети: реалии, проблемы, результаты и перспективы работы» /2011г./
Таким образом, педагогический коллектив стремится к созданию устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства района на основе современных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.