Наталья Белова

Наталья Белова

Ступино, Россия
Наталья Белова
natasha_belova07@list.ru

О работе с детьми, имеющими интеллектуальный и творческий потенциал в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

02.04.2012, от belova_natalia, категория: Преподавательская деятельность

Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело  не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Развитие системы поддержки талантливых детей является одним из основных направлений развития общего образования, обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Мы строим свою работу в соответствии со школьной  Программой «Одаренные дети», разработанной на основе ведомственной программы по данному направлению и  являющейся  комплексной составляющей частью школьной Программы развития.

Цель, стоящая перед педагогическим коллективом — максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала личности.

Для достижения цели были сформулированы  следующие задачи.

  • Создать систему и среду  для проявления и развития способностей каждого ребенка, обеспечить возможность самореализации учащимися школы.
  • Совершенствовать систему внеурочной работы и дополнительного образования.
  • Активно использовать альтернативные формы образовательной деятельности в практике обучения, позволяющие учащимся проявлять свои способности.
  • Отработать механизм учета индивидуальных достижений обучающихся, ученическое Портфолио.

Параллельно с реализацией стандартов общего образования выстраивается система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности. В школе обучаются дети, относящиеся к различным категориям одаренности: интеллектуально одаренные, имеющие высокий уровень творческих, художественных способностей, достигшие одаренности в отдельных, определенных  областях деятельности, хорошо обучающиеся в школе – «академическая одаренность», а  также обладающие высокими лидерскими способностями. Создан Банк данных «Одаренные дети», согласно которому в школе обучается 71 ребенок данной категории, что составляет 10,3% от общего количества обучающихся. Из них  в начальной школе 31 учащийся (11%), в основной школе 23 учащихся (8,5%), в старшей школе 17 (6%). Данные сведения были выявлены в результате постоянного анализа участия наших воспитанников в интеллектуальных и творческих состязаниях разных уровней. Это дети, проявившие свои таланты в различных областях деятельности. Существует группа резерва, в которую входят учащиеся, проявившие себя впервые и подающие надежды в будущем.

Создается комплекс диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей: изучение развития уровня мотивации школьников к учению, развитие их познавательной активности, определение уровня интеллектуальных способностей.

Педагогический коллектив школы развивает творческую среду для развития учащихся. Это система олимпиад и конкурсов, различного рода конференций и семинаров, предметных недель, дополнительного образования, занятия в классах с углубленным изучением предметов, сотрудничество с другими школами и учреждениями высшего и среднего профессионального образования, организация и проведение общешкольных проектов, проведение фестивалей творчества и смотров художественной самодеятельности. Это также организация экскурсионной работы с учащимися, заинтересованными в различных областях науки и техники,  вовлечение их в исследовательскую деятельность. Имеет место наблюдение и изучение работы данной категории учащихся на уроке и их непрерывное социально-педагогическое сопровождение.

Интересен опыт работы школы по организации  исследовательской деятельности учащихся. Более двух лет назад начал свою работу кружок «Эврика», целью  которого стало обучение учащихся 5 – 8 классов написанию исследовательских работ. Через год кружок был переименован в  научное лингвистическое общество. В настоящее время в  школе действует научно-практическое сообщество учителей и учащихся «Драгоценные камни» и был дан старт  исследовательской деятельности уже по трем направлениям: физико — математическому, естественно-научному  и гуманитарному, включая иностранный язык.

Таким образом, стало традицией проводить ежегодную школьную конференцию по защите исследовательских работ, участниками которой стали учащиеся  5 – 11 классов. Победители и призеры данной конференции  защищают честь школы  в муниципальном конкурсе.

Гуманитарное и естественнонаучное направления  вызывают наибольший интерес среди учащихся. Были защищены исследовательские работы по  темам: «Социальная значимость оценочной функции обращения», «Правильно ли мы говорим?», «Старославянизмы в современном русском языке», «Имя на карте. Топонимический аспект», «Рынок труда и проблемы занятости», «Девиантное поведение младших подростков», «Физика на службе у криминалистики», «Задачи для ступинских школьников», «Political Structure of England and its Origin», «The History of the Rise of  Anglican Church» и др. Многие  из них стали победителями конкурса  муниципального уровня.

Интерес к научно-исследовательской деятельности прививается уже в начальной школе. Юные исследователи принимают активное участие в школьной конференции, муниципальном и региональном этапах конкурса «Хочу все знать!». Тематика работ-победителей и призеров: «Луковые слезы» /эксперимент/, «Потерянное время» /исследование/, «Ласточки в нашем доме» /эксперимент/, « An Apple a Day Keeps  the Doctor Away» /исследование/.  В номинации эксперимент работа  «Арбузы»  стала победителем регионального этапа.

Школьная научно-практическая  конференция по защите исследовательских работ является первым этапом ежегодного общешкольного конкурса «Ученик года». Далее учащиеся соревнуются в конкурсе ученического  Портфолио. Завершающим этапом, подводящим итоги конкурса, являются финальные состязания, проходящие в торжественной обстановке, и выявляющие учащихся, достойных звания «Ученик года». На данном мероприятии проходит чествование и награждение наиболее отличившихся.

Интеллектуальные состязания, в которых принимают участие  учащиеся школы:

  •   предметные олимпиады школьного, муниципального и регионального уровней;
    • дистанционные олимпиады /начальная школа /регионального и федерального уровня;
    • Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета»;
    • Всероссийский дистанционный конкурс «Пушкин глазами детей»;
    • Всероссийские и международные предметные игры-конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Золотое руно», «Британский бульдог»;
    • муниципальный конкурс  эссэ по обществознанию;
    • дистанционные конкурсы  online по английскому языку:  блиц-турнир «Rainbow»/федеральный уровень/ и страноведческая олимпиада /МГОСГИ, региональный уровень/;
    •  предметная олимпиада по правовым знаниям /МГОСГИ, региональный уровень/ и многие другие.

Подводя итоги работы, следует отметить увеличение количества участников предметных олимпиад, конкурсов разных уровней  и исследовательской деятельности, а также  положительную динамику результативности участия в них.

В стенах нашей школы проходят заседания методических объединений, на которых учителя совершенствуют методическое мастерство в работе с детьми, имеющими интеллектуальный  и  творческий потенциал, обмениваются опытом работы. На заседаниях методического совета происходит создание, обсуждение и утверждение локальных актов, регламентирующих работу  школы по данному направлению. Ежегодно  проводятся постоянно-действующие практико-ориентированные семинары школьного уровня, мастер-классы, семинары по обмену опытом работы муниципального уровня.

Высокую оценку получил семинар муниципального уровня для администрации школ района «Развитие мотивации учащихся через применение современных образовательных технологий» (2011г.). Большой интерес и активное участие педагогов школы вызвал постоянно-действующий  практико-ориентированный семинар «Использование информационный технологий с целью формирования учебной мотивации учащихся» /2010г./

Был проведен педагогический совет по теме «Одаренные дети: реалии, проблемы, результаты и перспективы работы» /2011г./

Таким образом, педагогический коллектив стремится к созданию устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства района на основе современных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.